Детский оздоровительный комплекс «Уральская берёзка» стал площадкой для научных исследований. Интересно, что здесь наглядно реализуется взаимосвязь науки и практики, и этим летом один из лагерей возглавит молодой учёный.
Вам уже не терпится познакомиться? А мы знакомы: Елена Александровна Столбова работает в «Уральской берёзке» с 2008 года. Сегодня Елена – старший преподаватель кафедры социальной работы, педагогики и психологии колледжа при Челябинском государственном педагогическом университете. Недавно защитила диссертацию в Москве, в Российском государственном социальном университете, стала кандидатом педагогических наук.
- Елена Александровна, поздравляем Вас с защитой диссертации! Неожиданно, что ваша научная работа отчасти связана с нашим лагерем. Почему?
- Потому что я его люблю и достаточно хорошо знаю. Первый раз я приехала в «Уральскую берёзку» в 2008 году, еще студенткой. Потом ездила в ВДЦ «Орлёнок», в питерский «Зелёный город», но снова вернулась в «Уральскую берёзку». С 2010 года работаю здесь каждый год руководителем программы. В 2011 году я закончила факультет коррекционной педагогики ЧГПУ, потом – аспирантуру. Вскоре мне предложили курс по выбору, начала преподавать курс «Подготовка студентов к летней педагогической практике». Напрямую работала по проекту «Уральская берёзка», набирала группу вожатых и каждый год ездила в лагерь…
- И однажды он вдохновил научную мысль, стал стартовой площадкой для Ваших исследований?
- Можно сказать и так. Первоначально я хотела остановиться на дефектологии, но поняла, что особого творчества в данном направлении не проявишь. А работ по детскому отдыху, детским оздоровительным лагерям практически нет, их очень мало. У меня к тому времени был опыт, к тому же Антон Анатольевич Денисов (прежний директор лагеря) нередко спрашивал меня: «Не хотите ли написать научную работу?». Так и пришло решение: остановиться на лагере. Правда, в итоге получилась немного другая тема: «Формирование основ ценностных ориентаций у старших подростков в условиях полисубъектной среды дополнительного образования». Но «Уральская берёзка» стала частью эксперимента, в котором участвовали дети. Сначала они вели лидерскую группу, потом побывали в лагере. Наш отряд «Лидер» стал итоговым экспериментом, по которому я измеряла и оценивала показатели. …
- Основной вывод или прикладное значение этой работы?
- На самом деле, в двух словах этого не скажешь, работа проведена огромная. Здесь идёт профориентация ребёнка на педагогические специальности. Сначала он получает теорию: как быть лидером, как вести за собой, какие бывают ценности, он формирует свои ценностные ориентации. То есть, лидеры бывают разные: один забежал в автобус, занял место и радуется, что он первый. А мы ориентируем детей на социальное лидерство, социальные ценности: нужно помогать младшим детям, помогать старшим, особенно пенсионерам, уважать чужой труд, чужие достижения. Можно быть лидером-индивидуалистом, думать только о себе, а можно заботиться обо всем мире, приносить обществу пользу. Мы ориентируем детей на правильные ценности, даем положительные ориентиры. Потом на практике, в лагере, они реализуют различные проекты, социальные акции, которые помогают им «почувствовать» себя педагогами. Из наших «Валериков» (помощников вожатых) получаются маленькие педагоги.
- Вы начинали работу на базе ЧГПУ или где-то ещё?
- Мы работали в объединениях дополнительного образования, а ключевой момент наступает в лагере. Возможность попробовать себя в качестве вожатого или помощника вожатого – это ориентация на педагогическую профессию. Очень многие дети потом поступают в педагогические вузы, целенаправленно выбирают свою профессию. Это и есть практическое значение моего проекта. Заслуга лагеря в том, что он стала площадкой для научных исследований, часть формирующего эксперимента проводилась именно на базе «Уральской березки».
- Удивительно: вы ещё так молоды, а уже кандидат наук. Почему именно в Москве защищалась?
- Мне будет 27 лет, есть кандидаты и моложе, у меня четыре года ушло на написание диссертации. Почему в Москве? Во-первых, у нас в ЧГПУ нет такой специальности (13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в разных образовательных областях и на всех уровнях системы образования), нет такого диссертационного совета. Во-вторых, моя диссертация посвящена социальному воспитанию, воспитанию человечности, как оно работает в обществе, а Российский государственный социальный университет – один из самых лучших в этой области. Председатель диссертационного совета д.п.н., профессор Лев Владимирович Мардахаев нам знаком по сотрудничеству с нашей кафедрой: мы часто обмениваемся научным опытом, проводим совместно конференции. Это очень известный человек в социальной педагогике, он ежегодно проводит «Социально-педагогические чтения», куда приезжают социальные педагоги и учёные со всей России. В этом году чтения прошли в 19-й раз, я так же принимала участие.
- Страшно было защищаться?
- Честно признаюсь: очень страшно. Когда перед тобой – доктора наук, которые являются специалистами в своей области наук, которых цитирует весь мир, на чьи книги и учебные пособия все опираются, и ты выходишь со своим исследованием, презентуешь свою работу, конечно, все это очень волнительно. Защита заняла полтора часа, было очень много вопросов, включая перекрестные и вопросы из зала. Тему мою очень хорошо поддержали: она очень актуальна. Часто ведь непонятно, что за «ценности» присутствуют в российском обществе, на чем воспитывать подрастающее поколение. Где они, ценности, какие они? А может, их уже нет?
- И в чем же главные ценности?
- На первое место все дети ставят здоровье (даже те асоциальные дети, которые имеют вредные привычки). На втором месте – семья, а на третьем – дружба. А профессия из пятнадцати ранговых мест занимает седьмое-восьмое, на это я тоже обратила внимание. Старшие подростки часто не думают, кем они будут в будущем, не выбирают профессию.
- Помнится, Вы увлекались пением, гитарой. Есть ли сейчас место для творчества?
- С утра до ночи работаю в вузе: то занятия, то мероприятия со студентами, времени практически не остается. Из предметов веду социальную этнографию и демографию, педагогическое речеведение и, как уже сказала, подготовку к летней педагогической практике. Объём часов не такой большой, но много всего другого. Впереди – вожатские сборы. Буду наставлять студентов, чтобы ехали в лагерь не с розовыми мечтами, что все будет прекрасно и сказочно, а с пониманием главного: что они едут работать, и работать с детьми – самым ценным, что есть у человека. И надо быть готовым к тому, что дети сейчас разные.
- Есть в планах делиться научными наработками с вожатыми?
- Нельзя прочитать какую-то лекцию и сразу чему-то научить, делиться наработками иногда сложно. Основное направление, которого коснемся, это формирование положительных лидерских качеств. Важно быть лидером, но социальным: вести за собой в нужном направлении. Моя работа связана в основном с детьми, построена на детском самоуправлении: как сделать так, чтобы ребёнок, имея небольшой опыт, свои личные качества, особенности и интересы, мог направить всё это в правильное русло.
- Что бы хотелось пожелать себе и лагерю?
- Лагерю – чтобы дети всегда приезжали и хотели к нам приезжать, чтобы родители всегда доверяли нам своих детей. Доверие дорогого стоит. К нам уже подходили родители-педагоги из нашего вуза, спрашивали, кто будет работать. Отвечаю: будет работать Виталий Сергеевич Цилицкий, сама буду работать – «Замечательно! Значит, поедем». Доверие – это самое большое достижение.
А к себе пожелание: в будущем написать докторскую работу и целиком посвятить ее лагерю. Хочется донести мысль, что ребёнок, который приезжает к нам в лагерь, меняется: он становится самостоятельным, становится лидером, раскрепощается – становится собой. Он растет в лагере! Несмотря на короткий срок у ребёнка происходят очень большие личностные изменения.
Не секрет: есть разные лагеря, в некоторых ребенок становится хуже, за ним никто не смотрит. А мне хочется, чтобы за 18 дней ребёнок узнал, насколько он талантлив, насколько он индивидуален, насколько он может принести пользу миру. Чтобы он понимал свою значимость и воспринимал себя не просто как человека, который ест, спит, играет с телефоном, а понимал, насколько он значим для мира, для общества, в котором живёт…
<< Предыдущая «Шаг вперёд» – это шанс для смелых |
Следующая >> Челябинский государственный педагогический университет провел «Вожатск... |
Еще статьи... |