Детский оздоровительный лагерь

учреждение ОАО ЧМК

«Уральскую берёзку» возглавит молодой учёный

Елена Александровна Столбова

Детский оздоровительный комплекс «Уральская берёзка» стал площадкой для научных исследований. Интересно, что здесь наглядно реализуется взаимосвязь науки и практики, и этим летом один из лагерей возглавит молодой учёный.  

Вам уже не терпится познакомиться? А мы знакомы: Елена Александровна Столбова работает в «Уральской берёзке» с 2008 года.  Сегодня Елена – старший преподаватель кафедры социальной работы, педагогики и психологии колледжа при Челябинском государственном педагогическом университете. Недавно защитила диссертацию в Москве, в Российском государственном социальном университете, стала кандидатом педагогических наук.

- Елена Александровна, поздравляем Вас с защитой диссертации! Неожиданно, что ваша научная работа отчасти связана с нашим лагерем. Почему?

- Потому что я его люблю и достаточно хорошо знаю. Первый раз я приехала в «Уральскую берёзку» в 2008 году, еще студенткой. Потом ездила в ВДЦ «Орлёнок», в питерский «Зелёный город», но снова вернулась в «Уральскую берёзку». С 2010 года работаю здесь каждый год руководителем программы. В 2011 году я закончила факультет коррекционной педагогики ЧГПУ, потом – аспирантуру. Вскоре мне предложили курс по выбору, начала преподавать курс «Подготовка студентов к летней педагогической практике». Напрямую работала по проекту «Уральская берёзка», набирала группу вожатых и каждый год ездила в лагерь…

- И однажды он вдохновил научную мысль, стал стартовой площадкой для Ваших исследований?

- Можно сказать и так. Первоначально я хотела остановиться на дефектологии, но поняла, что особого творчества в данном направлении не проявишь. А работ по детскому отдыху, детским оздоровительным лагерям практически нет, их очень мало. У меня к тому времени был опыт, к тому же Антон Анатольевич Денисов (прежний директор лагеря) нередко спрашивал меня: «Не хотите ли написать научную работу?». Так и пришло решение: остановиться на лагере. Правда, в итоге получилась немного другая тема: «Формирование основ ценностных ориентаций у старших подростков в условиях полисубъектной среды дополнительного образования». Но «Уральская берёзка» стала частью эксперимента, в котором участвовали дети. Сначала они вели лидерскую группу, потом побывали в лагере. Наш отряд «Лидер» стал итоговым экспериментом, по которому я измеряла и оценивала показатели. …

- Основной вывод или прикладное значение этой работы?

- На самом деле, в двух словах этого не скажешь, работа проведена огромная. Здесь идёт профориентация ребёнка на педагогические специальности. Сначала он получает теорию: как быть лидером, как вести за собой, какие бывают ценности, он формирует свои ценностные ориентации. То есть, лидеры бывают разные: один забежал в автобус, занял место и радуется, что он первый. А мы ориентируем детей на социальное лидерство, социальные ценности: нужно помогать младшим детям, помогать старшим, особенно пенсионерам, уважать чужой труд, чужие достижения. Можно быть лидером-индивидуалистом, думать только о себе, а можно заботиться обо всем мире, приносить обществу пользу. Мы ориентируем детей на правильные ценности, даем положительные ориентиры. Потом на практике, в лагере, они реализуют различные проекты, социальные акции, которые помогают им «почувствовать» себя педагогами. Из наших «Валериков» (помощников вожатых) получаются маленькие педагоги.

- Вы начинали работу на базе ЧГПУ или где-то ещё?

- Мы работали в объединениях дополнительного образования, а ключевой момент наступает в лагере. Возможность попробовать себя в качестве вожатого или помощника вожатого – это ориентация на педагогическую профессию. Очень многие дети потом поступают в педагогические вузы, целенаправленно выбирают свою профессию. Это и есть практическое значение моего проекта.  Заслуга лагеря в том, что он стала площадкой для научных исследований, часть формирующего эксперимента проводилась именно на базе «Уральской березки».

- Удивительно: вы ещё так молоды, а уже кандидат наук. Почему именно в Москве защищалась?

- Мне будет 27 лет, есть кандидаты и моложе, у меня четыре года ушло на написание диссертации. Почему в Москве? Во-первых, у нас в ЧГПУ нет такой специальности (13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в разных образовательных областях и  на всех уровнях системы образования), нет такого диссертационного совета. Во-вторых, моя диссертация посвящена социальному воспитанию, воспитанию человечности, как оно работает в обществе, а Российский государственный социальный университет – один из самых лучших в этой области. Председатель диссертационного совета д.п.н., профессор Лев Владимирович Мардахаев нам знаком по сотрудничеству с нашей кафедрой: мы часто обмениваемся научным опытом, проводим совместно конференции. Это очень известный человек в социальной педагогике, он ежегодно проводит  «Социально-педагогические чтения», куда приезжают социальные педагоги и учёные со всей России. В этом году чтения прошли в 19-й раз, я так же принимала  участие.

- Страшно было защищаться?

- Честно признаюсь: очень страшно. Когда перед тобой – доктора наук, которые являются специалистами в своей области наук, которых цитирует весь мир, на чьи книги и учебные пособия все опираются, и ты выходишь со своим исследованием, презентуешь свою работу, конечно, все это очень волнительно. Защита заняла полтора часа, было очень много вопросов, включая перекрестные и вопросы из зала. Тему мою очень хорошо поддержали: она очень актуальна. Часто ведь непонятно, что за «ценности» присутствуют в российском обществе, на чем воспитывать подрастающее поколение. Где они, ценности, какие они? А может, их уже нет?

- И в чем же главные ценности?

- На первое место все дети ставят здоровье (даже те асоциальные дети, которые имеют вредные привычки). На втором месте – семья, а на третьем  – дружба. А профессия из пятнадцати ранговых мест занимает седьмое-восьмое, на это я тоже обратила внимание. Старшие подростки часто не думают, кем они будут в будущем, не выбирают профессию.

- Помнится, Вы увлекались пением, гитарой. Есть ли сейчас место для творчества?

- С утра до ночи работаю в вузе: то занятия, то мероприятия со студентами, времени практически не остается. Из предметов веду социальную этнографию и демографию, педагогическое речеведение и, как уже сказала, подготовку к летней педагогической практике. Объём часов не такой большой, но много всего другого. Впереди – вожатские сборы. Буду наставлять студентов, чтобы ехали в лагерь не с розовыми мечтами, что все будет прекрасно и сказочно, а с пониманием главного: что они едут работать, и работать с детьми – самым ценным, что есть у человека. И надо быть готовым к тому, что дети сейчас разные.

- Есть в планах делиться научными наработками с вожатыми?

- Нельзя прочитать какую-то лекцию и сразу чему-то научить, делиться наработками иногда сложно. Основное направление, которого коснемся, это формирование положительных лидерских качеств. Важно быть лидером, но социальным: вести за собой в нужном направлении. Моя работа связана в основном с детьми, построена на детском самоуправлении: как сделать так, чтобы ребёнок, имея небольшой опыт, свои личные качества, особенности и интересы, мог направить всё это в правильное русло.

- Что бы хотелось пожелать себе и лагерю?

- Лагерю – чтобы дети всегда приезжали и хотели к нам приезжать, чтобы родители всегда доверяли нам своих детей. Доверие дорогого стоит. К нам уже подходили родители-педагоги из нашего вуза, спрашивали, кто будет работать. Отвечаю: будет работать Виталий Сергеевич Цилицкий,  сама буду работать – «Замечательно! Значит, поедем». Доверие – это самое большое достижение.

А к себе пожелание: в будущем написать докторскую работу и целиком посвятить ее лагерю. Хочется донести мысль, что ребёнок, который приезжает к нам в лагерь, меняется: он становится самостоятельным, становится лидером, раскрепощается – становится собой. Он растет в лагере! Несмотря на короткий срок у ребёнка происходят очень большие личностные изменения.

Не секрет: есть разные лагеря, в некоторых ребенок становится хуже, за ним никто не смотрит. А мне хочется, чтобы за 18 дней ребёнок узнал, насколько он талантлив, насколько он индивидуален, насколько он может принести пользу миру. Чтобы он понимал свою значимость и воспринимал себя не просто как человека, который ест, спит, играет с телефоном, а понимал, насколько он значим для мира, для общества, в котором живёт…



 

 
 
Вы находитесь здесь: Летний сезон 2017 Новости «Уральскую берёзку» возглавит молодой учёный