Детский оздоровительный лагерь

частное учреждение ПАО ЧМК

Интервью с директором Детского оздоровительного комплекса «Уральская березка» Тамарой Сергеевной Евстигнеевой: «Лагерь создаёт для ребёнка ситуацию успеха»

Страница 1 - Интервью с директором Детского оздоровительного комплекса «Уральская березка» Тамарой Сергеевной Евстигнеевой: «Лагерь создаёт для ребёнка ситуацию успеха»
Часть 2 - Свободное время – это грамотно организованный досуг…
Часть 3 - Главное – уметь правильно поддержать своего ребёнка…

Главное – уметь правильно поддержать своего ребёнка…

Мы уже говорили о том, зачем ребёнку лагерь, как выбрать наилучший, как настроиться на поездку. Сегодня речь пойдёт о том, как лагерь влияет на развитие личности, как лучше адаптироваться и стать сильней. Слово – директору Детского оздоровительного комплекса «Уральская берёзка» Тамаре Сергеевне Евстигнеевой.

- Тамара Сергеевна, первые дни в лагере обычно трудны для ребёнка, тянет домой. Что делать в таком случае?

- Обычно первый период адаптации занимает от трёх до пяти дней, в зависимости от особенностей характера ребёнка. Кто-то очень быстро адаптируется, и уже на следующий день у ребёнка всё хорошо, всё замечательно, у него полно друзей, он участвует во всех мероприятиях, и с вожатыми общий язык нашёл. Но большинству детей требуется время, чтобы присмотреться к окружающим и понять, как с ними общаться. Вожатый тоже в первый раз видит этот коллектив, и ему требуется как минимум три дня, чтобы изучить ребёнка. Поэтому этот период нужно просто очень терпеливо переждать.

Понятно, что ребёнок не сразу привыкает тому, что день расписан (много мероприятий), что встаёт он в 8 утра, ложится в десять вечера, и каждый час происходят какие-то события. Во-первых, нужно привыкнуть к раннему подъёму. Полежишь лишних 10 минут – опоздаешь на завтрак, а с тобой и весь отряд, и дальше повсюду опоздаем. Тяжело! Особенно тем, кто привык летом спать до одиннадцати-двенадцати. А если на завтраке тебе дают кашу, которую ты в жизни не ел?! Это же стресс! Я-то привык есть утром гамбургеры… Кошмар…

- Раньше вы просили родителей первые три дня не беспокоить ребёнка, не приезжать и не звонить.

- Да, я была сторонницей такого радикального правила, но почему? Ребёнок звонит маме и плачет, что ему здесь не нравится, а родители вместо того, чтобы поддержать, начинают ему сочувствовать, и все вместе впадают в апатию. Сейчас я пришла к выводу, что связь с родителями у ребёнка всё же должна быть, но по определённому плану. Разговор должен быть грамотным, родители должны поддержать ребёнка, отвлечь от грустных мыслей, поговорить на разные темы и сказать: «Я мысленно с тобой. Правда, сейчас я занят, но обязательно приеду через два дня» – чтобы ребёнок не чувствовал себя брошенным. Я рекомендую родителям психологически настроиться и очень чётко выстроить разговор с детьми.

Если родитель не готов ребёнка поддержать, лучше не звонить. Ну, а если вы не в силах пережить в одиночку адаптацию, нужно звонить руководителям и обозначать историю проблемы. Опытные руководители, конечно, найдут причину, почему ребёнок трудно адаптируется, и постараются помочь.

Как быть, если ребёнок звонит и говорит, что ему плохо? Нужно набраться терпения, оставаться спокойным и не впадать сразу в панику. Ребёнок очень чутко чувствует настроение родителей, и надо сказать: «Давай успокоимся, не будем горячиться, ты сейчас всё объяснишь, и мы вместе решим ситуацию». Нужно выслушать его аргументы, но ни в коем случае не угрожать: «Ах, как так? Я сейчас разберусь!», иначе ребёнок будет считать, что он всегда прав, родители на его стороне, и 70 процентов успеха – за ним.

В принципе, первые дни отрицания, когда всё не нравится, это нормально. Но если действительно что-то насторожило, нужно поговорить с руководителем, но втайне от ребёнка. Если вы поймёте, что названные им причины абсурдны и докопаетесь до истины, это хорошо. Можно подбодрить ребёнка, порекомендовать ему, что делать, поделиться своим опытом пребывания в лагере. Отдельная тема, когда ребёнок начинает жаловаться на здоровье. Все родители очень трепетно относятся к самочувствию своих детей, и это нормально. Очень сложно держать себя в руках, когда ребёнок звонит и говорит: у меня болит одно, другое, пятое, десятое. Первое, что следует уточнить: «Был ли ты в медпункте? Подходил ли ты к вожатому?! – и естественно, связаться с руководителями программ и с медиком. Если ребёнок заболел, все меры будут приняты. А если он начинает юлить, не даёт телефон вожатому, пытается манипулировать, нужно просто побеседовать. Максимально спокойно. Не нужно названивать целыми днями – ребёнок чувствует тревогу родителей.

И когда приезжаете к ребёнку, лучше не сообщать, что вы купили ему собачку. Иначе на следующий день «заболит» голова и будут «плохо кормить». И вам придётся его забрать, потому что внимание у ребёнка переключится.

- Кроме первых дней адаптации бывают ли другие сложные периоды?

- Достаточно сложный период – это середина смены, когда возможны конфликты. Но конфликт сам по себе играет очень важную роль в развитии любой личности, и как психолог я убеждена: бояться конфликтов не стоит. Неважно, вышел ты победителем или нет. У тебя в любом случае проходит период анализа и осознания того, что произошло.

Лагерь – это новая среда, она диктует свои требования, она требует от ребёнка новых свойств и качеств. Родителям важно понять, что происходит внутри ребёнка, и вместе с педагогами помочь ему разрешить конфликт. Крайне ошибочно идти по пути наименьшего сопротивления, тут же забрав ребёнка из лагеря. Он и по жизни начнёт от конфликтов убегать, они будут всегда неразрешёнными.

Родителям нужно понять, как возникла проблемная ситуация. Если конфликт возник сиюминутно – эмоции ещё не остыли. Может, через два часа ребёнок поймёт, что всё не так страшно, всё преодолимо. Нужно поговорить с ребёнком, успокоить его и дать возможность разобраться самому. Конфликт конфликту рознь, и нужно со слов взрослых услышать, что произошло… А может, ребёнок просто хочет домой, и это лишь повод, чтобы родители забрали?

И, наконец, последний сложный период – это конец смены. Ребёнок заявляет: «Мама, я не хочу уезжать!», и начинаются слёзы. Нужно помочь ему дома всё это пережить, потому что первые дни, первые недели после лагеря дети очень скучают. Теперь ребёнок уже дома проходит период адаптации: 21 день жил по одним правилам, теперь – по другим.

Если вы увидите, что ребёнок в лагере приобрёл хорошие привычки (встаёт пораньше, делает зарядку, наводит порядок в комнате), их нужно поддержать. И если он чем-то увлёкся – астрономией, например, нужно также поддержать этот интерес. Или ребёнок захотел сходить в театр, на выставку, на экскурсию, поиграть в футбол, почему бы это не поддержать? Лагерь – это пространство, которое даёт мощнейший толчок в развитии ребёнка. Но подойти к этому нужно очень грамотно и определить: зачем ребёнку лагерь, как помочь адаптироваться, как помочь выйти из конфликтных ситуаций и как потом ребёнку помочь сохранить его новые навыки.





 

 
 
Вы находитесь здесь: Летний сезон 2019 Новости Интервью с директором Детского оздоровительного комплекса «Уральская березка» Тамарой Сергеевной Евстигнеевой: «Лагерь создаёт для ребёнка ситуацию успеха»
Продажа путёвок на летние смены 2019 года.  Подробнее...