Детский оздоровительный лагерь

учреждение ОАО ЧМК

Служить детству максимально

Школа подготовки вожатых

«Какая тонкая работа – счастливым сделать хоть кого-то!»...

И этот чудный дар есть у каждого вожатого, если он, конечно, творческая и увлеченная личность. Своеобразным «цветником» для выращивания талантов стал Институт дополнительных творческих педагогических профессий ЧГПУ. В 2015 году ему исполняется двадцать лет. Почти столько же им руководит кандидат педагогических наук Елена Галимовна Ульянова, выпускница естественно-технологический факультета ЧГПУ 1982 года, педагог с большим опытом работы в школе и вузе. Сегодня институт готовит педагогов дополнительного образования более чем 40 направлений, а параллельно реализует проект «Школа вожатых».

- С «Уральской березкой» мы активно взаимодействуем более десяти лет, – говорит Елена Галимовна. – Инициативу проявил Антон Анатольевич Денисов, прежний директор лагеря. Это произошло в то непростое время, когда система подготовки вожатых на факультетах все время менялась, пока не сократилась до минимума: шестнадцать часов. Этого явно недостаточно для работы в лагере, и Антон Анатольевич начал искать иные варианты. Нас познакомила начальник отдела учебных и производственных практик ЧГПУ Анна Алексеевна Нуртдинова, и мы сразу нашли взаимопонимание, я благодарна этой встрече.

К тому моменту опыт подготовки педагогов дополнительного образования детей у нас уже имелся, но вожатых мы никогда не готовили. Мы понимали, что нужно придумать очень экономичную схему образовательного процесса, найти педагогов, которые не просто знают материал, хорошо знакомы с «Уральской березкой», но и «болеют» лагерем, прошли через него не один раз. Главное – мы совпали в основополагающих моментах, и это был хороший знак – значит, есть основание для успеха. К тому же Денисов оказался очень интересным, продвинутым, энергичным и легким на подъем человеком. Он собрал богатейший материал по организации оздоровления детей в лагерях других стран и сам был готов участвовать в организации учебного процесса, что немаловажно. Если бы пришел кто-то другой, с иным подходом, мы бы на этот вариант не пошли. Для нас это был эксперимент. А сегодня благодаря «Уральской березке» мы имеем образовательную программу, которая популярна не только в этом лагере.

- Эта программа ориентирована на подготовку вожатых и кружководов?

- Только вожатых, по поводу кружководов – другая история. В течение трех лет мы готовим ребят для системы детского дополнительного образования, студенты дважды в неделю приходят на занятия. На сегодня это 522 аудиторных часа, это большой объем, и я сомневаюсь, что где-то еще в нашем городе можно найти подобное образование, организованное параллельно с высшим. Мы в этом смысле ушли вперед, готовим педагогов по разным направлениям: туризм, обучение спасателей, стрелковый спорт, аэробика, финтнес, лыжный спорт, спортивные игры, разнообразный вокал, игра на гитаре, фортепиано, баяне, разнообразная хореография, три театра: драматический, кукол и на иностранном языке и т.д. У нас только на отделении декоративно-прикладного творчества осваивается семь техник, которые очень популярны.

Мы исходим из того, что человек может работать только с тем, чем он безгранично увлечен, а интересы у всех разные. Обычно к нам приходят студенты, которые четко знают, чего они хотят. И мы обязаны предлагать множество вариантов. Это довольно затратный процесс, но вуз максимально нас поддерживает и развивает нашу базу, потому что это очень интересно для наших студентов и в плане повышения конкурентоспособности. Наши выпускники, получая дополнительные профессии, становятся конкурентоспособными на рынке труда.

Сегодня система дополнительного образования очень активно развивается, срастается со школами. Учитель может, кроме основного предмета, вести кружки в своей школе, даже не покидая рабочего места. Мы должны, с одной стороны, работать на интерес, а с другой стороны – активно отзываться на запросы школы. С этого года начинаем развивать техническое творчество, наберем группу по техническому моделированию машин. Это актуальный запрос, потому что инженеров сегодня не хватает. Мы уже нашли специалиста широкого профиля, сейчас создаем базу, ведем переговоры.

- Какие еще есть новые «фишки»?

- Другое новое направление, достаточно интересное – это тьюторство: технология, которая помогает сопровождать развитие ребенка. Необходим педагог, который помогает выбрать вариативную часть, сопровождает траекторию развития ребенка вместе с родителями.

Также есть хорошо забытое старое – экскурсоведение, наши студенты могут работать руководителями школьных экскурсионных бюро. Сегодня возможности познавать мир очень широкие, но чаще всего привлекают дальние рубежи, мы мало знаем свой край. Наш студент осваивает несколько экскурсий по Челябинску и Челябинской области, это громадный этнографический материал. Представьте: такой педагог приходит в школу, это просто клад.

- Как и из кого набирается «Школа вожатых»?

- Основной учебный процесс у нас продолжается с октября по май, а параллельно вместе педагогами мы формируем группы для «Школы вожатых». Бросаем клич среди студентов-третьекурсников, которые уже прошли хореографию, вокал и иные курсы, а сейчас занимаются педагогикой и психологией детского дополнительного образования, готовятся к дипломной работе. Они приходят в «Школу вожатых» в свободное время. То есть, наш студент учится максимально, старается взять из вуза всё, «обрасти квалификациями» со всех сторон, иметь много возможностей.

А чтобы не забыть, чему научился на первых трех курсах, самые одаренные и увлеченные приходят в творческие коллективы, их более двадцати. Чтобы было интересно и они росли, проводим конкурсы, фестивали, вывозим на другие фестивали и конкурсы. В итоге к концу пятого курса у ребят огромная папка дипломов, это успешные люди, готовые идти к детям и способные зарабатывать своим талантом, таких примеров очень много.

- Вы могли бы назвать самые громкие достижения вашего института?

- У нас множество побед на всероссийских и международных фестивалях, перечислять можно долго. Яркий пример: недавно в Оренбурге четыре наших театра моды заняли четыре первых места. О наших успехах можно более подробно узнать в Энциклопедии Челябинска.

- Что еще вас связывает с «Уральской березкой»?

- Кроме «Школы вожатых» нас связывает еще один, очень интересный инновационный проект, он называется «Русский мир». Именно в «Березке» нас так поддержали, что инновация состоялась, проект получился позитивным и получил высокую оценку во всероссийском лагере «Орленок», мы заняли третье место по России среди проектов детского оздоровления.

- Расскажите чуть подробней об этом проекте.

- Вот уже 15 лет мы с городским управлением образования проводим интеллектуальную игру патриотической направленности «Русский мир», это авторский проект Челябинского педагогического университета, очень интересный и актуальный – как тогда, так и сейчас. В 2014 году в игру поиграли 1700 школьников, а поболели много больше. Сейчас редко встретишь подобный проект в виде интеллектуальной игры, и школы Челябинска приняли его, некоторые участвуют все 15 лет. Это патриотическое воспитание в адекватном формате для современных школьников. Автор игры – доцент кафедры режиссуры массовых праздников Челябинской Академии культуры и искусств Олег Павлович Евдак. Когда он пришел с этой идеей, наш ректор его поддержал и направил к нам. И мы с моим заместителем, зная школу изнутри, поняли, насколько это интересно, адаптировали к новым условиям, все годы поддерживаем и ведем.

- Напомните, пожалуйста, суть игры…

- Дети весь год изучают историю России до 1917 года, русский фольклор, литературу, музыку, изобразительное искусство, а потом идет конкурс в младшей, средней и старшей возрастной категории. В игре три боя, в бое – три поединка, задания очень разные. Например, надо продолжить сказку, узнать русскую песню, музыку, картину – по отдельному фрагменту, исторический фильм или героя из истории России.

Мы попытались эту игру адаптировать к лагерю, специально разработали смену для «Уральской березки», придумали спортивные игры для детей, русские бои богатырей. Дружиной вбирались ребята, которые и копье метали, и канат перетягивали, и подушками дрались. И богатырь приезжал, гири кидал, и хорошие луки со стрелами привозили, ребята постреляли. Был организован фольклорный русский праздник, вязали фенечки, делали кукол-оберегов, изучали и пели русские песни, дети и вожатые наряжались в национальные костюмы, чтобы почувствовать и русский дух, и настроение. Потом прошла сама игра. Нам было важно и интересно, чтобы дети не только поиграли, но и начали слушать стихи, песни, отгадывать слова и произведения, которые читали в школе. Я была на этой игре, большая часть ребят была достаточно заинтересованной (кроме, пожалуй, малышей, но в лагере трудно собрать одновозрастную аудиторию). Отзывы были хорошие, а потом наша команда поехала в «Орленок», и «Русский мир» получил очень высокую оценку. Мы благодарны лагерю «Уральская березка», что он нас поддержал, целую смену под нас подстроили.

Я желаю лагерю и дальше развиваться. «Уральская березка» – это изюминка в нашей оздоровительной системе, это лагерь с большим потенциалом оздоровления и воспитания детей, и хочется, чтобы его лучшие традиции развивались и приумножалась. Мы очень рады, что сотрудничаем и хотим сотрудничать и дальше.

А вожатым хочется пожелать, чтобы будущая смена была хорошим началом педагогической деятельности и тем замечательным летом, о котором всегда вспоминаешь с улыбкой и радостью, которая греет, потому что ты прикоснулся к уникальной стране детства и реальным, живым ребятам, которые тебя заразили любовью, теплом и оптимизмом.

И еще хочется сказать, что самое главное для настоящего педагога – понять, насколько уникальна твоя профессия. А она уникальна тем, что в ней нельзя работать – в ней можно только служить. Служение детству не каждому по плечу, и очень хочется пожелать нашим будущим педагогам, чтобы они могли послужить детству максимально…

Материал подготовила Римма Галимханова



 

 

 

Детский оздоровительно-
образовательный центр «УРАЛ»

Центр включает в себя несколько лагерей, работающих по уникальным летним программам: стрельба из лука и винтовки, фотолагерь, школа лидеров, робототехника. Здесь всё предусмотрено для комфортного отдыха детей.

Перейти на сайт лагеря...

Вы находитесь здесь: Осенний сезон 2017 Наши вожатые и педагоги Служить детству максимально