Детский оздоровительный лагерь

частное учреждение ПАО ЧМК

Интервью с директором Детского оздоровительного комплекса «Уральская березка» Тамарой Сергеевной Евстигнеевой: «Лагерь создаёт для ребёнка ситуацию успеха»

Страница 1 - Интервью с директором Детского оздоровительного комплекса «Уральская березка» Тамарой Сергеевной Евстигнеевой: «Лагерь создаёт для ребёнка ситуацию успеха»
Часть 2 - Свободное время – это грамотно организованный досуг…
Часть 3 - Главное – уметь правильно поддержать своего ребёнка…

Приближается лето, и многие родители задумались: куда отправить ребёнка отдохнуть? «Конечно, в лагерь!» – скажут оптимисты – и мы согласимся. Сегодня о том, зачем ребёнку детский лагерь, рассуждает директор Детского оздоровительного комплекса «Уральская березка» Тамара Сергеевна Евстигнеева.

Уральская берёзка

- Тамара Сергеевна, многие родители отправляют детей в лагерь каждый год, а иные думают: «Зачем моему ребёнку лагерь?» Давайте ответим на этот вопрос

- Что можно сказать родителю, который задумался о том, зачем его ребёнку нужен лагерь? Прежде всего, хочется напомнить, что лагерь – это проверенное временем детско-юношеское оздоровительное учреждение, которое помогает ребёнку развиваться во всех отношениях: здесь и социальное, и психологическое, и физическое, и творческое, и интеллектуальное развитие. Лагерь является очень мощным двигателем в развитии ребёнка, и многие родители замечают, что он возвращается после отдыха в лагере совсем другим человеком: он получает здесь мощнейший толчок для становления личности.

Первое, чему учит лагерь детей любого возраста – это быть самостоятельным. И самостоятельность проявляется буквально во всём и с самых первых дней. Начиная с того, как наилучшим образом обустроить свой быт, куда положить свои вещи, как определить порядок своих действий. Вот что ребёнок сделает первым делом, когда проснётся утром: заправит кровать или пойдёт чистить зубы? Даже в таких мелочах, в организации своего быта, ребёнок учится быть самостоятельным, и здесь его никто не ограничивает. Это не дом, где ты обычно живёшь по готовой модели, установленной родителями.

Далее ребёнок учится принимать на себя ответственность за свои действия и поступки, потому что он находится в большом коллективе и, как водится, определяет в нём свою роль. Это происходит чисто на подсознательном уровне, он сам выбирает тактику, как он будет общаться с коллективом, с педагогами, с другими ребятами. И это тоже проявление самостоятельности – умение нести ответственность за свои действия и поступки.

- Наверное, лагерь помогает преодолеть какие-то зажимы в общении, которые бытуют иногда в школе? А здесь дети довольно быстро могут стать друзьями.

- Безусловно, в лагере очень интенсивно развиваются навыки общения. Ребёнок учится общаться и с детьми, и со взрослыми, ему приходится учиться понимать других, учитывать мнение другого человека, в некоторых ситуациях искать и находить компромиссы. В лагере он ведь не может закрыться в своей комнате и весь день сидеть за компьютером? Конечно, нет, здесь всё иначе. Здесь день спланирован так, что дети почти постоянно находятся вместе, здесь всегда проходят какие-то мероприятия, где ребята участвуют, и ребёнку приходится включаться в этот ритм, приходится много общаться.

Кроме того, дети в лагере достаточно много общаются со взрослыми людьми, и характер этого общения – особенный, он не такой, как в школе. Здесь ребёнок учится доверять взрослому человеку (как в какой-то очень большой семье), делиться с ним какими-то своими проблемами или переживаниями. Взрослых вокруг много, и они не на полдня – они 24 часа в сутки находятся с ребёнком. Это прежде всего вожатые, педагоги, это руководители программы, это руководство. Также ребёнку приходится общаться, хоть и в меньшей степени, с персоналом. Например, в столовой, с поварами решать определённые вопросы. На мой взгляд, в этой ситуации хорошо то, что мы видим довольно демократичное общение взрослого и ребёнка: здесь нет поучений назидательного характера, и в то же время взаимодействие со взрослым благоприятно влияет на развитие ребёнка, на его психологическое состояние.

- Некоторые родители опасаются, что у детей могут возникнуть конфликты

- Я считаю, этого не нужно бояться, это не должно быть препятствием для интересного летнего отдыха в лагере. Да, в течение всей смены дети находятся вместе, и конфликтные ситуации между ними возможны, но это же не катастрофа – ребёнок должен научиться конфликты преодолевать. Не оставлять ситуацию на самотёк, не откладывать на потом, а решать – и решать самостоятельно. Да, ссоры в детской среде случаются – а кто вырос без них? Надо уметь мириться, находить компромиссы. Хотя, конечно, если это острый конфликт, тут уж должны включиться педагоги и родители, которые направят ребёнка на решение конфликтной ситуации, подскажут ему, как из неё выйти безболезненно.

К сожалению, сейчас часто так бывает, что взрослый сам всё решает за ребёнка, возможности решить что-то самому у него практически не остаётся. Но хорошо ли это? Возможно, это только вредит, воспитывает некий инфантилизм, который порой не изживается с годами (и здесь хотелось бы дать рекомендации родителям, не забирать ребенка из лагеря, пока конфликт не разрешиться)/

Не надо поддаваться панике при первых сигналах: «Мама, я поссорился, мне плохо». Я считаю, гораздо мудрее будет подсказать ребёнку способ предотвратить острую фазу конфликта, запастись терпением, относиться к ситуации и «оппоненту» более спокойно, по-философски. У нас был такой случай: один мальчик говорит другому, недовольно: «Ты меня раздражаешь!», а тот совершенно спокойно: «А ты не раздражайся». Окружающих ребят умилила такая реакция, случай запомнился. В любом случае, если ребёнок начал капризничать, жаловаться родителям, что возникла ссора, не нужно сразу его забирать из лагеря. Не спешите! Может быть, к концу смены они не только помирятся, но и успеют подружиться. В детских коллективах такое часто бывает. Конечно, неплохо, если ребёнок научится быть сдержанным, не ругаться, не выплёскивать негативные эмоции всякий раз, если чем-то недоволен. Хорошо, если маленький человек сумеет увидеть и свою вину, если она есть, а не считать, что «я белый, пушистый и самый хороший», и все должны подстраиваться под меня. Умение где-то прощать, находить компромисс или уступать тоже ценно, оно служит хорошим амортизатором и защитой во многих ситуациях. Понятно, что каждый родитель хочет своему ребёнку самого лучшего, нам хочется поместить свое чадо в идеальные условия. Но сама жизнь не позволяет нам прятать детей под стеклянный колпак, чтобы ни ветер, ни пыль не коснулись нашего любимого цветка. Давайте учиться вместе преодолевать любые трудности и конфликты…

Таким образом, подытожим наш разговор о пользе коммуникаций: ребёнок в лагере учится слышать и понимать других, разрешать конфликтные ситуации, общаться со взрослыми и своими сверстниками, проявлять свои организаторские способности, отстаивать свои взгляды, обосновывать свою точку зрения. Словом, лагерь – это место для полноценного развития коммуникационных способностей ребёнка.

И ещё одно, также немаловажное обстоятельство: лагерь в немалой степени способствует саморазвитию ребёнка. Каждый день у него заполнен до предела, самыми разнообразными событиями. У детей столько мероприятий, что ребёнок невольно учится больше оценивать, анализировать и понимать самого себя, он учится самопознанию, прислушивается к себе: что он чувствует, что ему нравится или нет, как он переживает свои собственные мысли и эмоции, и это тоже для него очень важно…

- Наверное, нет места на земле, где так быстро раскрываются таланты маленького человека?

- Совершенно верно, и об этом стоит сказать особо. Именно в лагере происходит развитие способностей ребёнка. Лагерь предоставляет ему проявить себя в разных сферах, сейчас много создано кружков – это и актёрское мастерство, и прикладное творчество, и спортивные мероприятия… То есть, ребёнок, попадая в эту благоприятную среду, может быстро и легко проявить свои способности. Я всегда привожу свой собственный пример: когда я попала в лагерь в седьмом классе, мне пришлось выйти на сцену. До этого я и не знала, что люблю выступать, что у меня есть способности, а выяснилось, что они есть, и это предопределило выбор моей первой профессии: я получила актёрское образование. В принципе, у любого ребёнка способности могут проявиться совершенно в неожиданных ситуациях. Может быть, он ведёт себя тихо, а потом – раз: и блистает в интеллектуальном конкурсе, и выясняется, что он семи пядей во лбу, знает три языка…

В обычной школе у ребёнка не всегда есть возможность попробовать себя в той или иной сфере. Допустим, он дополнительно изучает английский язык или что-то ещё, а ему, может быть, нравится стрелять из лука! Или ходить в походы, или сниматься в кино, на сцене выступать. Лагерь – это как раз площадка для развития, а иногда и раскрытия таких способностей, и таких примеров у нас множество. Помню, когда мы только начинали фотолагерь «Никон», одна девочка так увлеклась, что всерьез занялась фотоделом. Впоследствии стала хорошим и успешным фотографом, сейчас работает в Екатеринбурге. Таким образом, дополнительное образование нередко становится основой будущей профессии, это моё глубокое убеждение. Побывав в лагере, попробовав тот или иной вид деятельности, ребёнок более уверенно определяет, что это и есть его любимое дело, основа будущей профессии.

Ну, и, конечно, хороший лагерь старается создать для ребёнка ситуацию успеха. В лагере он приобретает уверенность в себе и в своих силах, а для него это очень важно. И проявиться он может неожиданно, по-разному. Может быть, он не поёт и не танцует, не участвует активно в соревнованиях, но он лидер по натуре и может организовать свой отряд так, что он всегда первый и лучший. И это тоже плюс, и это – хорошо …

Таким образом, отдавая своего ребёнка в лагерь, родителю необходимо чёткое понимание: «Чего же я хочу?». Например: я хочу, чтобы мой ребёнок научился самостоятельности, и условия для этого в лагере есть. Я хочу, чтобы мой ребёнок научился общаться с другими людьми. Я хочу, чтобы мой ребёнок проявил свои способности или раскрыл какие-то новые таланты. Я хочу, чтобы мой ребёнок просто поверил в себя, чтобы у него была такая возможность – проявить себя.

Ведь в школе, как мы знаем, совсем другая атмосфера. Там происходит долгий учебный процесс, и ситуация успеха у многих редко случается, можно ждать её бесконечно долго. А лагерь совсем другое дело! Здесь день идёт за два-три, здесь череда стольких событий, что возможность себя проявить возникает у любого ребёнка.

Итак, мы определились, зачем ребёнку нужен лагерь. Наш детский оздоровительный комплекс предлагает родителям разнообразный выбор. Если хотите отправить ребёнка в классический лагерь, где есть традиционные отряды, творческие, интеллектуальные и спортивные мероприятия, то надо выбрать «Уральскую берёзку». Если у родителя основная задача – чтобы ребёнок развивал какие-то определённые навыки и способности, ему больше подойдёт детский оздоровительно-образовательный центр «Урал», где предлагаются профильные программы. Кстати, они уже претендуют на получение лицензии по дополнительному образованию (в настоящее время документы в стадии оформления). Если родитель предпочитает, чтобы ребёнок больше купался, занимался физкультурой и спортом, то ему подойдёт спортивно-оздоровительный лагерь «Олимпиец», который находится на берегу озера Касарги.

Самое удивительное, что я заметила за несколько лет: у родителей бывают очень разные запросы и потребности, и одних особенно волнует, чтобы ребёнок жил в комфорте, с удобствами в номере, а кто-то, наоборот, хочет отправить ребёнка в «спартанские условия». А детям вообще, как правило, всё равно. Если им весело, если они находят общий язык друг с другом, то их мало волнует, где они находятся. Но, так или иначе, потребности и родителей, и детей мы стараемся, конечно, удовлетворить.

Итак, мы определились, что мы хотим поехать в лагерь, объяснили, зачем нам нужен этот лагерь. А дальше мы должны понять: как вообще нам выбрать лагерь, что должен представлять собой хороший лагерь? Думаю, мы обязательно поговорим об этом в следующий раз…





 

 
 
Вы находитесь здесь: Зима 2019-2020 Новости Интервью с директором Детского оздоровительного комплекса «Уральская березка» Тамарой Сергеевной Евстигнеевой: «Лагерь создаёт для ребёнка ситуацию успеха»